В условиях подготовки к введению ФГОС второго поколения возрастает роль районных методических объединений учителей-предметников как коллектива, объединенного общими профессиональными интересами и способного решать проблемы, возникающие перед ним, совместными усилиями.
Цель деятельности методических объединений в современных условиях – сформировать готовность учителей-предметников, как непосредственных участников образовательного процесса, к внедрению ФГОС основного общего образования второго поколения.
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образованием стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.
Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. До внедрения стандартов второго поколения в основной школе есть еще небольшой запас времени, поэтому необходимо начать с самообразования. Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.
Сегодня, 23 октября 2012 года, согласно плану отдела образования и молодежной политики администрации Мариинско-Посадского района в Перво-Чурашевской средней школе состоялся семинар учителей информатики школ района совместно с учителями начальных классов на тему «Курс информатики в начальной школе в соответствии с ФГОС».
Учителя информатики посетили открытый урок информатики во 2 классе, который подготовила учитель начальных классов Перво-Чурашевской школы Васильева Е.М. После обсуждения урока Елены Моисеевны был организован круглый стол, где учителя проанализировали текст документа Федерального государственного образовательного стандарта, отметив принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Данный раздел включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Современный урок должен строиться на следующих методических принципах:
· субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
· метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
· деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
· рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
· импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Семинар завершился выступлением заместителя директора по учебно-воспитательной работе Матвеева В.А., который пожелал учителям информатики быть всегда на высокой профессиональной волне.