На сайте первого заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк опубликован доклад о задачах системы образования на 2015/2016 год - третий год работы по новому закону "Об образовании в РФ" и четвертый год работы по решению приоритетных задач, поставленных в майских указах Президента РФ.
В числе особенно важных документов, принятых совсем недавно, отмечает автор статьи, – примерные основные образовательные программы дошкольного, начального общего и основного общего образования. Продолжается создание примерной программы старшей школы – общественные консультации по-прежнему проводятся на сайте: http://edu.crowdexpert.ru.
Кроме того, на федеральном уровне разработаны два ключевых документа: Стратегия развития воспитания в РФ, недавно утвержденной, и программа "Патриотическое воспитание в Российской Федерации", в июле внесенной в правительство. В ближайшее время будет представлен федеральный план мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания. Он послужит основой для региональных планов.
Что касается оценки качества образования. В материале указано, что в новом учебном году начнутся изменения ГИА. Помимо русского языка и математики, девятиклассники должны будут выбрать еще два предмета. В последующие годы количество предметов по выбору будет расти: в 2018 г. – до трех, в 2020 г. – до четырех. Уже в 2017 г. баллы будут выставляться с помощью федеральной шкалы и влиять на оценку в аттестате.
Одна из новых форм оценки качества образования – всероссийские проверочные работы. Это разновидность промежуточной аттестации на соответствие результатов обучения школьников требованиям, установленным стандартами. Проверочные работы будут проводиться по единым материалам и оцениваться по единой методике. Проводить и проверять их будут учителя в своих школах и в сроки, удобные для школы.
К 1 января 2016 г. должно быть выполнено положение указа Президента о всеобщей доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Как говорится в материале на сайте Натальи Третьяк, сейчас средний показатель доступности близок к 100% в большинстве регионов.
"Всех учителей нужно научить работать с электронными учебниками. Координатор этой работы – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Во всех федеральных округах академия проводит семинары-совещания, посвященные электронным учебникам, начинается подготовка тьюторов из регионов, которые, в свою очередь, обучат учителей на местах. Продолжается переход на новый ФГОС дошкольного образования, и задача регионов здесь – обеспечить этот процесс за счет обучения педагогов, поставок оборудования в сады, общей поддержки дошкольного образования", - сообщается в статье.
Отдельным блоком выделена тема работы в условиях бюджетных ограничений. Автор называет объемы софинансирования следующих региональных программ:
- модернизация дошкольного образования, в 2014 г. – 50 млрд руб., в 2015 г. – 30 млрд руб.;
- программа "Доступная среда" и строительство в регионах объектов в сфере образования: в 2014 г. – 6,6 млрд руб., в 2015 г. – 10 млрд руб.;
-развитие спортивной инфраструктуры в сельских школах, в 2014 г. – 1,8 млрд руб.: в 2015 г. – 1,8 млрд руб.;
-субсидии в рамках Федеральной целевой программы развития образования, в 2014 г.: – 2,1 млрд рублей, в 2015 г. – 1,8 млрд рублей.
-обеспечение жильем детей-сирот: в 2014 г. это 6,5 млрд руб., в 2015 г. – 6,9 млрд руб.
"В следующем году министерство продолжит оказывать государственную поддержку развития региональных систем профессионального образования. Программа поддержки будет нацелена на масштабное внедрение практико-ориентированных схем обучения, в государственную итоговую аттестацию будет введен демонстрационный экзамен. Предстоят развитие инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, расширение участия субъектов Российской Федерации в конкурсах профессионального мастерства по методике WorldSkills", - поясняется в статье.
Кроме того, еще одна целевая программа на ближайшие пять лет – "Русский язык": "Регионы впервые смогут получить субсидии на развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов-русистов и тех, кто исследует русский язык. За пять лет на это планируется выделить 825 млн руб., обучение пройдут более 16 тыс. специалистов".
Кроме того, с статье о задачах системы образования затронуты такие темы, "Особые дети", "Новые технологии", "Содержание и методы обучения", "дополнительное образование детей", "Профессиональное образование" и другие.