16 ноября 2015 г. в рамках встречи заместителя министра образования и науки Российской Федерации Вениамина Каганова с представителями СМИ были озвучены итоги ФЦПРО 2011-2015 гг. по направлению «социализация детей», рассмотрены новые стандарты инклюзивного образования, а также представлены планы работы на период до 2020 года.
«ФЦПРО – один из инструментов реализации государственной политики в вопросах социализации детей. На сегодняшний день у нас однозначная позиция: нет детей необучаемых, а, следовательно, тех, которых мы не должны и не можем обучить. Вся система мероприятий направлена на реализацию ключевой цели – доступное образование для всех. Сейчас от понятия «доступная среда», где основное внимание уделяется доступности пространства, мы переходим к формату «доступная услуга», когда речь идет непосредственно о доступности качественного образования», − сказал Вениамин Каганов.
Заместитель министра отметил, что за период с 2011 по 2015 гг. увеличилось число общеобразовательных школ с условиями для инклюзивного обучения детей-инвалидов – с 2300 в 2011 до 9111 в 2015 году, а также созданы и поддерживаются более 80 стажировочных площадок по семи направлениям социализации детей, на базе которых осуществлялось повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования.
Говоря о готовности общеобразовательных школ с 1 сентября принять детей с ОВЗ, Вениамин Каганов подчеркнул, что кроме общих государственных стандартов необходимо внедрять специальные образовательные стандарты с учетом особых возможностей каждого отдельного ребенка. «В настоящее время ФГОС утвержден, согласно ему с 1 сентября 2016 года все общеобразовательные школы должны быть готовы принять в первый класс учащихся с ОВЗ. Это подразумевает и доступность пространства, и доступность услуги, в первую очередь, за счет привлечения квалифицированных кадров. В разработке проекта принимали участие и родители, и экспертное сообщество, и учителя. Сегодня ФГОС проходит апробацию в 300 школах по всей стране, и первичные результаты свидетельствует: документ получился рабочим, и мы надеемся, что внедрение ФГОС повсеместно с нового учебного года пройдет максимально эффективно», – добавил Вениамин Каганов.
О планах развития и результатах успешной реализации программы «Доступная среда» на 2016 – 2020 годы рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ирина Терехина. Она отметила, что к ключевым приоритетам программы относятся, в том числе, проведение курсов повышения квалификации и обучение специалистов психоло-медико-педагогических комиссий новым квалификациям и критериях, повышение доступности и качества профессионального обучения, среднего профессионального и высшего образования для студентов с инвалидностью, а также создание федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.
Ирина Терехина также добавила, что результатом успешной реализации программы станут следующие показатели:
доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, увеличится с 75% в 2015 году до 100% в 2020 году;
доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего среднего общего образования, составит к 2020 году 100%;
доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, увеличится с 25% в 2015 году до 50% в 2020 году;
все выпускники-инвалиды 9 и 11 классов будут охвачены профориентационной работой.