«Развитие математического образования способствует повышению престижа России»

С 17 по 18 ноября 2015 г. в г. Новосибирске проходит III Всероссийский съезд «Школьное математическое образование». В работе съезда принимают участие Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов, губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий, учителя математики, руководители образовательных организаций, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам обратился губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. Видео обращения направили заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин, депутат Государственной Думы Ирина Мануйлова.

Глава Минобрнауки России рассказал о развитии математического образования в России.

«Все мы понимаем, что развитие математического образования обеспечит прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике, экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, и других – способствуя повышению престижа России в мире», – сказал Дмитрий Ливанов.

Министр напомнил, что в 2013 году в России принята Концепция развития математического образования, которая прошла широкое общественное обсуждение. Общее количество участников дискуссии составило свыше 10 тыс. человек.

В основе Концепции – векторы обновления содержания математического образования с учетом потребностей современного общества, науки и производства, формирование вариативных траекторий обучения, повышение мотивации в изучении математики.

В апреле 2014 года Минобрнауки России утвердило план мероприятий по реализации Концепции на 2014-2020 годы.

Согласно этому плану, к 2021 году все учителя математики пройдут повышение квалификации и переподготовку по вопросам обновления структуры и содержания математического образования, будут функционировать 6 новых международных научно-образовательных математических центров.

В 2015 году были введены базовый и профильный уровни Единого государственного экзамена по математике.

ЕГЭ по математике базового уровня 1 июня сдавали более 425 тысяч человек. Экзамен только базового уровня выбрали свыше 130 тысячи человек, 290 тысяч также сдавали и профильный. Профильный ЕГЭ по математике 4 июня писали около 560 тысяч человек, только этот уровень выбрали почти 270 тысяч выпускников.

Средний тестовый балл по профильной математике составил 49,56 при минимальном балле 27. Это на три с небольшим балла выше прошлогоднего результата ЕГЭ по математике (46,42; минимальный балл – 24).

Кроме того, для реализации мероприятий, направленных на поддержку детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Путина на базе олимпийской инфраструктуры в городе Сочи Образовательным фондом «Талант и успех» создан Образовательный центр «Сириус».

За летний период 2015 года состоялось 4 смены с общим количеством участников 810 человек и 155 педагогов.

«Убежден, что III съезд «Школьное математическое образование» даст новый импульс в реализации Концепции развития математического образования в стране, будет способствовать повышению общей математической грамотности и математической компетентности профессионалов в различных областях», – сказал Дмитрий Ливанов.

Справочно

Международная олимпиада. Ежегодно сборная команда Российской Федерации в количестве 6 человек участвует в международной олимпиаде по математике.

Результаты участия сборной страны в мировых чемпионатах по данному учебному предмету за последние 2 года представлены следующим образом:

  • 2014 г. – 3 золотых и 3 серебряных медали;
  • 2015 г. – 6 серебряных медалей.

В неофициальном командном зачете в 2014 году рейтинг команд представлен следующим образом: Китай, США, Тайвань, Россия (IV место).

Международные сравнительные исследования. По сравнению с предыдущим циклом исследования PISA, который проводился в 2009 году, показатели российских учащихся существенно выросли. Так, например, по математической грамотности – с 468 до 482 баллов (выше на один балл показателя США).