Формирование инновационной образовательной среды – приоритетное направление деятельности
Мариинско-Посадского района.
Добрый день, уважаемые участники и гости конференции!
Я рада приветствовать Вас на августовской конференции работников образования Мариинско-Посадского района.
Традиционно в августе мы обсуждаем проблемы и задачи, стоящие перед системой образования в новом учебном году. Сегодня мы живем в эпоху глобальных перемен, которые происходят с потрясающей быстротой. В своем послании Федеральному Собранию на 2017 год Президент России Владимир Путин озвучил такое понятие как цифровая экономика, «…формирование которой — это вопрос национальной безопасности и независимости…— это не отдельная отрасль, а уклад жизни, новая основа для развития экономики, бизнеса, социальной сферы».
Система образования должна отвечать запросам времени, развиваться вместе с обществом, должна быть готова к восприятию нового, то есть быть инновационной. Поэтому тема сегодняшней конференции – «Формирование инновационной образовательной среды - приоритетное направление деятельности Мариинско-Посадского района.
Какая образовательная среда является инновационной? По моему мнению, это:
1. Современная, постоянно развивающаяся инфраструктура системы образования.
2. Эффективная система подготовки и переподготовки кадров.
3. Интегрированное дошкольное, общее, дополнительное и профессиональное образование.
4. Система нравственного воспитания.
Хочу акцентировать ваше внимание на нравственном воспитании. В своем Послании Государственному Совету Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев сказал: «Все мы знаем, истинное образование – это становление не только ума, но и сердца. Традиционно школа в нашей стране больше, чем школа. Она была и остается центром культурного, духовного воспитания детей и молодежи».
Это не значит, что мы не обсуждали эти аспекты развития системы образования. Однако сегодня настала необходимость рассматривать эти вопросы в комплексе. Вот и сегодня в первой половине дня на базе Мариинско-Посадской Гимназии №1 в ходе работы секционных площадок руководители образовательных организаций, представители родительской общественности, педагоги обсуждали выше обозначенные вопросы.
Уважаемые коллеги! Инфраструктура школьного образования претерпевает значительные изменения. И эти изменения видны всем. Отмечу лишь, расходы на систему образования в бюджете Мариинско-Посадского района постоянно увеличивается. Хочу от имени педагогов, родительской общественности выразить слова благодарности руководству района и республики за постоянную заботу и внимание к системе образования, понимание ее нужд, оказание помощи в решении проблем развития образовательной инфраструктуры Мариинско-Посадского района.
Одним из направлений формирования инновационной образовательной среды, является работа на базе учреждений образования пилотных площадок, реализация проектов и программ различной направленности.
В Октябрьской школе рассматривают приоритетным направлением в своей деятельности создание целостного универсального образовательного процесса. Ориентируясь на представление о выпускнике, школа реализует в своей деятельности следующие программы: «Мониторинг», «Предпрофиль и Профиль», «Интеллект», «Кадры», «Социально-педагогическая деятельность», «Здоровье», «Школьный союз», «Кадетство», «Российское движение школьников».
В Гимназии №1 г. Мариинский Посад реализуется модель открытой образовательной среды, предоставляющей обучающимся возможность получения образования через выбор ребёнком своей индивидуальной образовательной траектории. Гимназия - пилотная площадка по реализации программы «Социокультурные истоки», социального проекта «Детям о Великой Победе», является ресурсным центром добровольческого объединения за здоровый образ жизни Фонда «Чувашия», участником социального проекта «Минифутбол в школу», социально-значимого проекта «Содействие внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательных организациях Чувашской Республики», пилотной площадкой республиканского проекта «Школьный спортивный клуб - твой лучший выбор». В 2016-2017 учебном году педагогический коллектив Гимназии стал участником международного модульного социально-образовательного проекта «Социальное здоровье нации». В рамках этих проектов разработаны свои собственные программы и проекты, реализация которых формирует потребность здорового образа жизни: «Школа-территория здоровья», «Быстрее, выше, сильнее», «Олимпиада для всех», «Здоровая провинция», «Спорт-альтернатива пагубным привычкам». Эти программы - призеры республиканских конкурсов. В 2017 году разработан и реализуется школьный проект, посвященный Году Матери и Отца - «Мама, папа, я - здоровая семья».
В Эльбарусовской школе приоритетом стало развитие инженерно-технического образования. Уже не первый год с успехом работает кружок робототехники, объединивший детей самого разного возраста. Думаю, что открывающийся в этом учебном году агрокласс на базе Чувашской государственной сельскохозяйственной академии, позволит учащимся в полной мере реализовать свои интересы к естественнонаучному и инженерно-техническому образованию.
В детском саду «Рябинка» в качестве модели инновационной образовательной среды выбран проект «Мобильный автогородок» для обучения в игровой форме детей дошкольного и школьного возраста правилам дорожного движения (ПДД) и безопасному поведению на дороге;
Уважаемые участники конференции! Создание на базе учреждений высшего профессионального образования специализированных классов не является чем-то абсолютно новым. Мы все прекрасно помним, как успешно работали педагогические классы в Шоршелской школе. Думаю, что и сегодня, Шоршелская школа, имея богатые педагогические традиции, совместно с Чувашским государственным педагогическим университетом могла бы стать центром подготовки молодых педагогических кадров для Маринско-Посадского района. Сегодня в Шоршелской школе реализуется модель инновационной образовательной среды – Образовательно-культурно-спортивный центр «Школа – детский сад». Школа участвует во всероссийском проекте «Российская электронная школа».
Коллеги! Формирование инновационной образовательной среды невозможно без педагогов высокой квалификации. Сегодня в системе образования Мариинско-Посадского района работает 282 педагога. Из них только 13% имеют высшую квалификационную категорию. В 2016-2017 учебном году только один педагог повысил свою квалификационную категорию до высшей. Ставлю перед руководителями образовательных организаций долгосрочную задачу – повышение количества педагогов высокой квалификации.
Свою высокую квалификацию и педагогическое мастерство работники образования демонстрируют на профессиональных конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный», «Социальный педагог года», «Педагог-психолог года», «Педагогический дебют». В 2016 - 2017 учебном году в этих конкурсах приняли участие 32 педагога:
- «Учитель года – 2017»: участников – 10, победитель – Кольцова Оксана Анатольевна (учитель английского языка МБОУ «Шоршелская СОШ имени А. Г. Николаева»;
- «Воспитатель года – 2017»: участников – 10, победитель – Галкина Елена Александровна (воспитатель МБДОУ «ЦРР-детский сад «Рябинка»);
- «Самый классный классный» – 2017»: участников – 12, победитель – Кузьмина Ирина Геннадьевна (МБОУ «Шоршелская СОШ имени А. Г. Николаева»).
Отмечу как тревожный факт, как недостаток в работе руководителей образовательных организаций и методического центра – в прошедшем учебном году на муниципальном уровне в таких конкурсах как «Социальный педагог года», «Педагог-психолог года», «Педагогический дебют» не принял ни один участник.
Еще один показатель высокой квалификации педагога – результаты участия обучающихся в предметных олимпиадах. Сегодня олимпиады проводятся по 21 предмету школьного образования. В 2016-2017 учебном году на школьном уровне в олимпиадах приняли участие 562 школьника, это около 50 % детей учащихся с 5 по 11 класс.
В муниципальном этапе всероссийской олимпиады приняли участие 369 школьников Мариинско-Посадского района. Из них стали победителями и призерами 82 участника.
В 2016-2017 учебном году участниками регионального этапа всероссийской олимпиады стали 46 обучающихся Мариинско-Посадского района (в 2014-2015 уч.г. – 34, в 2015-2016 уч. году - 33). Количество участников на региональном этапе растет, это можно увидеть на слайде.
Необходимо отметить успехи на региональном этапе всероссийской олимпиады школьников обучающихся Гимназии №1, Октябрьской и Сутчевской школ. Призерами регионального этапа стали 5 школьников по предметам литература, география, ОБЖ, обществознание, МХК. Я выражаю благодарность учителям подготовивших призеров регионального этапа.
Базовой площадкой для развития талантливых детей школьного возраста в сфере физической культуры и спорта являются общеобразовательные учреждения и «ФСК «Мариинский им. Е. Николаевой». Доля школьников, занимающихся физической культурой и спортом, составляет 67%. Для развития талантливых детей в сфере культуры и искусства функционирует детская школа искусств (240 воспитанников) и Дом детского творчества (195 воспитанников). Системой дополнительного образования охвачено 48 % детей в возрасте от 5 до 18 лет. Главой Республики Михаилом Игнатьевым поставлена задача довести охват дошкольным образованием в этом учебном году до 65%. Думаю, что эта задача нам по плечу.
Коллеги! Инновационная образовательная среда вовсе не отрицает те традиции, которые сложились в системе образования. Наоборот, инновации дают им новый импульс развития. Одной из таких добрых традиций является шахматное движение. Много лет в Мариинско-Посадском районе проводится шахматный турнир памяти М. Спекторского, первого чемпиона Чувашии. В школах, детских садах и поселениях района работают шахматные кружки и клубы.
В этом году Чувашская Республика выиграла в конкурсе на право принять участие в проекте «Шахматы в школах». Конкурс проводила Российская шахматная федерация и Фонд Тимченко. Важным критерием при определении победителей являлась поддержка шахматного образования органами региональной и муниципальной власти.
Проект «Шахматы в школах» включает различные виды деятельности по поддержке обучения шахматам в начальных классах: от поставок шахматного инвентаря и учебно-методической литературы до проведения конкурса на лучшее преподавание шахмат в школах. В 2017/2018 учебном году проект «Шахматы в школах» будет реализовываться в 58 общеобразовательных организациях республики в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы должны принять активное участие в данном проекте.
В 2017 году за особую творческую устремленность 20 представителей молодежи района были отмечены специальной стипендией Главы Чувашской Республики.
За счёт средств республиканского бюджета школьники Мариинско-Посадского района ежегодно отдыхают в детских оздоровительных лагерях Краснодарского края: «Артек», «Орлёнок», «Смена», за счёт средств местного бюджета – в оздоровительных лагерях Чувашской Республики.
Подпрограмма «Молодежь Мариинско-Посадского района» третий год становится победителем республиканского конкурса муниципальных программ по работе с детьми и молодежью и получает субсидию из республиканского бюджета на реализацию основных мероприятий, в рамках подпрограммы.
Обеспечение доступа к дошкольному образованию является одним из ключевых моментов решения проблемы социальной мобильности и снижения потенциальной социальной напряженности. Равные стартовые возможности получения образования детьми в Мариинско-Посадском районе обеспечивает дифференцированная сеть образовательных учреждений, состоящая из 6 детских садов, 13 дошкольных групп при 8 общеобразовательных учреждениях. В них получают дошкольное образование 976 детей.
Еще в прошлом учебном году очередь в дошкольные образовательные учреждения для детей старше 3 лет была ликвидирована. А дети в возрасте от полутора лет обеспечены местами в детских садах в 2017 году.
Достижение профильного уровня на экзаменах по предметам – одно из условий, позволяющих выпускникам 9-го класса продолжить обучение в средней школе. В своем докладе министр образования Чувашской Республики Юрий Исаев рекомендовал руководителям образовательных учреждений обратить особое внимание на популяризацию физики и информатики среди старшеклассников. Нет необходимости лишний раз подчеркивать важность этих предметов подготовке современных специалистов. В целом выбор указанных предметов имеет положительную тенденцию. На слайде представлена информация за последние три года. В этом году в республике особенно популярными среди 9 классов оказались предметы информатика и физика. В нашем районе эти предметы сдавали треть выпускников. В муниципалитете в 50% школ, обучающиеся не выбрали ни один из этих предметов. Ставлю задачу: в каждой школе, должны быть выпускники 9 класса, которые выбрали для сдачи ОГЭ физику или информатику.
Задача по увеличению количества обучающихся, выбравших предмет физики для сдачи государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) была поставлена министерством образования Чувашской Республики еще в 2015 году.
Сегодня с уверенностью можно заявить, что данная задача выполнена, физику сдали 36% выпускников (в 2015 году-20%, 2016 году-35%), по республике – 31%. Информатику в 2017 году сдавали 4,55 % (2016-0%), республика -7,53%.
К государственной итоговой аттестации в 2017 году допущено 88 (100%) выпускников 11 класса образовательных организаций Мариинско-Посадского района, реализующих образовательные программы среднего общего образования. Все проходили ГИА в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Успешная сдача 100% -ми обучающихся двух обязательных экзаменов – свидетельствует, что выпускники Мариинско-Посадского района имеют достаточный уровень знаний и умений по математике и по русскому языку для получения аттестата о среднем образовании. В районе доля выпускников, успешно сдавших, предмет в форме ЕГЭ (выше порога) по математике базовой, по физике, биологии, истории, географии, английскому языку, литературе составляет 100%. По математике профильной, химии, информатике и ИКТ, обществознанию не все выпускники смогли преодолеть «порог». По математике профильной, химии, информатике и ИКТ, показатели ниже республиканского.
Общий уровень учебных достижений отражает средний балл по 100 - балльной шкале (с учетом результатов по всем предметам, сданных всеми выпускниками района). Сравнение среднего балла выпускников Мариинско-Посадского района с республиканским, позволяет сделать следующие выводы: уровень подготовки выпускников по русскому языку, истории, обществознанию, литературе достаточно высок. Снизился средний балл в сравнении с прошлым годом по предметам математика профильная, химия, география, английский язык. Негативные тенденции наблюдаются в математике профильной и физике, средний балл в 2016 и 2017 годах ниже республиканского.
Такие показатели – это уровень ответственности образовательного учреждения. Поручаю руководителям школ совместно с методическим центром проанализировать результаты экзаменов, организовать индивидуальные программы повышения квалификации учителей математики тех школ, где есть проблемы и где результаты ниже среднереспубликанских и среднерайонных.
Уважаемые участники конференции! Обсуждая проблемы системы образования, мы понимаем, как много еще нерешенных проблем и задач. Обсуждать их можно бесконечно долго. Но мы должны обозначить конкретные задачи развития системы образования Мариинско-Посадского района в 2017-2018 учебном году. Позвольте озвучить их.
1. В области дошкольного образования:
- продолжить работу по реализации ФГОС – участие в федеральном проекте по исследованию качества дошкольного образования.
- выбор и осуществление модели инновационной образовательной среды каждым образовательным учреждением.
2. В сфере общего образования:
- внедрение ФГОС основного общего образования в 7 классах;
- повышение качества образования в школах с низкими образовательными результатами, особенно, по предметам естественнонаучного цикла и информатики;
- популяризация предметов физика и информатика среди старшеклассников;
- создание агротехнологических и педагогических классов;
- совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогов по работе с одаренными детьми;
- выбор и осуществление модели инновационной образовательной среды каждым образовательным учреждением;
- активное участие в проекте «Шахматы в школах».
3. В области дополнительного образования:
- охват не менее 65% детей в возрасте от 5 до 18 лет.
4. В сфере повышения квалификации работников образования:
- увеличение количества педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию
- уменьшение числа педагогов, не имеющих квалификационной категории.
5. В рамках развития инфраструктуры системы образования:
- подготовка проектно-сметной документации и начало строительства новой школы в микрорайоне Коновалово г. Мариинский Посад;
- ремонт спортивных залов образовательных организаций.
6. Повышение заработной платы педагогических работников:
- для работников дошкольного образования – 100% от средней заработной платы в сфере общего образования;
- для работников общего образования – 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности;
- для работников дополнительного образования – 95% от среднемесячной заработной платы учителей.
Уважаемые участники совещания! Сегодня мне хотелось бы поблагодарить всех участников районной конференции. Я поздравляю с началом учебного года работников образования, родителей наших обучающихся и воспитанников! Уверена, что наша совместная работа в новом учебном году будет успешной и плодотворной, потому что наша главная цель – успех, здоровье и благополучие наших детей.