Уважаемые коллеги, гости, приглашенные!
Я рада приветствовать вас перед началом нового учебного года на традиционной августов¬ской педагогической конференции. Сегодня, мы подводим итоги работы за 2017-2018 учебный год, обсуждаем проблемы и принимаем важные решения для дальнейшего развития системы образования в нашем районе.
Тема нашего общерайонного педсовета: «Основные стратегические ориентиры системы образования Мариинско-Посадского района».
В настоящее время перед системой образования Мариинско-Посадского района стоят важные задачи, обусловленные государственной политикой модернизации образования и, вместе с тем, отражающие специфику социально-экономических условий развития республики. Все они отражены в Национальном проекте «Развитие образования», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204:
- обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Для выполнения указанных целей в настоящее время разрабатывается Национальный проект «Развитие образования», состоящий из 9 федеральных проектов.
1. Проект «Современная школа»
В рамках этого проекта стоят две основные задачи: обновление инфраструктуры школ и достижение глобальной конкурентоспособности наших школьников в международных исследованиях качества общего образования.
Расходы на отрасль «Образование» в 2018 году по сравнению с 2014 годом возросли в 1,2 раза (в 2014 году – 192 млн. 300 тыс. рублей, в 2018 году – 221 млн. 500 тыс. рублей). Доля расходов на образование в общем объеме бюджета Мариинско-Посадского района в 2018 году по сравнению с 2014 годом возросла на 4,1 процента.
На развитие инфраструктуры системы общего образования Мариинско-Посадского района в 2014-2018 годах направлено 113 млн. 300 тыс. рублей, в том числе:
• в 2016-2017 годах осуществлена реконструкция существующего здания МБОУ «Гимназия №1» - 73 млн. 900 тыс. рублей;
• из 13 школ в 9 школах проведен капитальный ремонт (69,2 процента) на сумму 16 млн. 400 тыс. рублей. При этом, в 2016 году отремонтировано 7 школ;
• приобретено и получено оборудования для школьных столовых на сумму 200 тыс. рублей;
• обновлен парк школьных автобусов на сумму 10 млн. рублей;
• пополнены фонды школьных библиотек на сумму 11 млн. 900 тыс. рублей;
• обновлено учебное и учебно-лабораторное оборудование на сумму 900 тысяч рублей.
К началу 2018-2019 учебного года в рамках проекта партии «Единая Россия» «Реконструкция спортивных залов в сельских школах» отремонтировано пять школьных спортивных залов Сутчевской, Эльбарусовской, Шоршелской, Большешигаевской и Октябрьской школ. В районе есть еще образовательные организации, в которых необходимо провести ремонтные работы, укрепить материальную базу спортивных залов. Это Кугеевская и Приволжская школы. И мы надеемся, что благодаря проекту «Единая Россия» наши планы будут осуществлены.
В Мариинско-Посадском районе ежегодно направляются бюджетные средства на отдых и оздоровление детей. В 2014-2018 годах на эти цели использовано 13 млн. 300 тыс. рублей, в том числе на путевки в загородные лагеря 7 млн. рублей, на отдых детей в пришкольных и палаточных лагерях – 6 млн. 300 тысяч рублей.
Следует отметить рост заработной платы педагогических работников. Так, за январь-май 2018 года средняя заработная плата педагогических работников общего образования составила 23766,8 рублей, педагогических работников дошкольного образования – 21332,8 рублей, педагогических работников дополнительного образования – 24753,8 рублей. Средняя заработная плата педагоги¬ческих работников по сравнению с 2016 годом выросла в среднем на 30%.
Мариинско-Посадский район участвует в независимых исследованиях качества образования – всероссийских проверочных работах. Результаты наших ребят находятся в среднем на уровне общероссийских и республиканских. Наши ученики слабо справляются с заданиями, в которых надо адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях. Особые затруднения также вызывают задания по применению методов исследования, задания с экологическим содержанием. Они испытывают трудности там, где надо рассуждать, где изученные правила, законы надо применять при решении задач, связанных с жизнью. Именно эти цели определены в новых федеральных образовательных стандартах по формированию компетенций. К слову, отмечу объективность проведения ВПР нашими педагогами – ни одна из школ Мариинско-Посадского района не попала в список Рособрнадзора школ с признаками необъективности результатов ВПР в 2017-2018 учебном году.
2. Проект «Учитель будущего»
На августовском совещании работников образования республики министр образования Чувашии Александр Иванов отметил, что «никакие современные технические приспособления не могут заменить живого слова учителя, кредо которого – влюбленность в свой предмет, самоотверженность в работе, вера в безграничные возможности ребенка».
Мариинско-Посадский район гордится своими педагогами. За 10 лет 10 учителей района по¬лучили премию Президента Российской Федерации.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов, а значит, качественное изменение и самого образовательного процесса становится возможным только тогда, когда этим занимается профессионал, способный свободно ориентироваться в сложных и довольно быстро меняющихся экономических и социальных условиях, творчески решающий поставленные перед ним задачи. От уровня профессионализма педагогических кадров напрямую зависит качество лю¬бого образовательного учреждения. Именно поэтому к образовательному уровню педагогических работников предъявляются самые высокие требования.
В связи с этим отделом образования была продолжена работа по созданию условий повышения профессионального мастерства педагогических работников образовательных учреждений района. Так в 2017-2018 учебном году курсы повышения квалификации прошли 99 педагогов, 4 – прошли профессиональную переподготовку.
Конкурсы профессионального мастерства традиционно и уже давно стали одним из инструментов поощрения, повышения квалификации педагогов. В 2018 году в районе прошел конкурс «Учитель года 2018», победителем которого стала учитель Основной общеобразовательной школы Турсунова Ирина Александровна, «Самый классный классный» победителем которого стала Ефимова Анастасия Александровна, классный руководитель Основной общеобразовательной школы г. Мариинский Посад. Но и другие участники конкурса показали достаточно высокий уровень педагогического мастерства. Равно как и воспитатели дошкольных образовательных учреждений, принимающие участие в конкурсе «Воспитатель года-2018», победителем которого стала воспитатель детского сада «Солнышко» Смелова Анжелика Андреевна. В профессиональном конкурсе «Социальный педагог и педагог-психолог 2018» победителями стали Петрова Ираида Витальевна - соци-альный педагог Октябрьской школы, Максимова Клавдия Анатольевна – педагог-психолог Эльбарусовской школы.
Есть потенциал у наших педагогов, но и есть к чему стремиться: нужно ставить перед собой новые цели, новые задачи и смело идти к их достижению.
Но все же есть отдельные коллективы, которые не принимают участие в конкурсах педагогического мастерства. Руководителям этих учреждений необходимо разработать систему по повышению мотивации педагогов, как для прохождения процедуры аттестации, так и по участию их в различных профессиональных конкурсах, так как от этого напрямую зависят показатели эффективности работы образовательного учреждения.
Ведь только под чутким руководством талантливых, целеустремленных педагогов рождаются не менее талантливые ученики. Традиционно у нас проходит районный конкурс «Ученик года», в 2018 году победителями данного конкурса по возрастным категориям стали Михайлова Карина, обучающаяся Шоршелской школы, Алексеев Станислав - Гимназия №1, Никанорова Клавдия – Октябрьская СОШ.
Особое место среди интеллектуальных конкурсов занимает Всероссийская олимпиада школьников. В муниципальном этапе олимпиады в прошедшем учебном году приняли участие 380 ученика. Из них победителями и призерами стали 80 школьников. 24 человека приняли участие в региональном этапе. В результате – Петрова Анна, ученица 10 класса Гимназии №1, Почемов Николай, ученик 10 класса Октябрьской школы, Самсонова София, ученица Шоршелской школы стали призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Победителем регионального этапа всероссийской олимпиады по праву стал Почемов Николай, ученик Октябрьской школы. Данькова Ирина, ученица 10 класса Эльбарусовской школы стала призером региональной олимпиады школьников по чувашскому языку.
Их наставниками являются учителя: Солина Галина Валентиновна, Ильина Альбина Геннадьевна, Белов Николай Аркадьевич, Васильева Ирина Альбертовна.
К сожалению, приходится констатировать и тот факт, что большое число участников муниципального этапа олимпиады не обеспечило высокого качества работ. Значительное число из них получили крайне низкое количество баллов, что говорит о слабой подготовке участников, а значит и недостаточной работе педагогов с одаренными детьми. Администрациям школ необходимо обратить внимание на этот факт.
3. Проект «Цифровая образовательная среда»
Цель - создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Ожидается утверждение Стандарта (целевой модели) цифровой школы, создания единой информационной системы «Цифровая школа» с использованием технологий больших данных, облачного хранения данных и искусственного интеллекта. Самые современные условия должны быть созданы в 70% школ России, а к 2024 году 40 процентов обучающихся успешно должны демонстрировать высокий уровень владения цифровыми навыками.
В районе внедрены комплексные автоматизированные системы «Сетевой город. Образование» все школы ведут электронный дневник и журнал.
Более 40 школ республики активно используют программу Сколково «Яндекс-класс». Рекомендуется всем школам района ее изучить и внедрить в своих организациях.
4. Проект «Успех каждого ребенка»
Цель – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Проект нацелен на формирование эффективного доступного дополнительного образования детей, в 2024 году 80 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет должны получать дополнительное образование.
В настоящее время дополнительное образование получают 65 процентов детей республики, сегодня этот показатель в Мариинско-Посадском районе равен 32%. На сегодняшний день систему дополнительного образования района представляет 3 учреждения (ФСК, РДДТ, ДШИ). Почти 1500 человек посещают кружки и спортивные секции, принимают участие в различных конкурсах и соревнованиях. Учет детей, посещающих учреждения дополнительного образования, ведется посредством государственной информационной системы «Контингент». В независимости от того, сколько секций и учреждений дополнительного образования посещает ребенок, информационная система считает его один раз.
Несмотря на все трудности, в том числе и финансовые, дополнительное образование на территории района остается доступным и бесплатным. Ежегодный объём средств районного бюджета, направляемый для обеспечения и развития системы дополнительного образования составляет около 10 млн. рублей.
С целью выполнения целевых показателей руководителям образовательных учреждений района дано поручение получить лицензию на право реализации дополнительных общеобразовательных программ до 1 ноября 2018 года. Для этого необходимо объединить ресурсы школ, центров творчества, домов культуры, бизнеса, общественных организаций. Данный вопрос не решить без увеличения финансирования школ на организацию кружков и секций. Как отметил глава Минобразования Чувашии Александр Иванов, министерство в ближайшее время подготовит необходимые расчеты и представит их в Минфин Чувашии.
Новшеством 2018 года стало появление интернет-портала «Навигатор дополнительного обра¬зования детей». Здесь представлена информация для детей, подростков и их родителей об образовательных услугах, а также доступ к современным общеразвивающим программам, предоставляемым организациями дополнительного образования детей в Мариинско-Посадском районе.
Одной из важных задач дополнительного образования детей является их профессиональная ориентация. В общеобразовательных учреждениях района эту задачу реализуют учителя в рамках внеурочной деятельности и уроков профориентации, руководители кружков, клубов, секций, педагоги-психологи, классные руководители. Однако, как показывает практика, усилий одних только школ недостаточно. Необходимо использовать ресурсы учреждений среднего и высшего профессионального образования. И примеры такого использования в нашем районе и есть.
Так, в рамках профориентационной работы, администрация Эльбарусовской школы заключила договор с Чувашской государственной сельскохозяйственной академией об открытии агрокласса, где реализуются программы естественнонаучного и инженерного направления, ведётся углубленное изучение биологии и физики. В соответствии с учебным планом для обучающихся были организованы экскурсии на макаронную фабрику «Вавилон», Чебоксарский электроаппаратный завод.
Между Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева и Шоршелской средней школой заключено соглашение о создании профильного педагогического класса с целью подготовки педагогических кадров для республики.
Между Октябрьской средней школой и Мариинско-Посадским технологическим техникумом организовано проведение уроков технологии на базе техникума. Даю поручение руководителям основных и средних школ – организовать эффективное взаимодействие с учреждениями среднего и высшего образования района и республики с целью осуществления профессиональной ориентации обучающихся,
Большое внимание уделяем и патриотическому воспитанию детей и молодежи. Самым популярным направлением являются юнармейские игры «Зарница» и «Орленок».
В районе создано местное отделение движения Юнармии, в которое входит 211 юношей и де¬вушек. Юнармейцы принимают активное участие в военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок». В 2018 году честь района на 50-х республиканских играх защищали юнармейцы Сутчевской школы и Гимназии №1.
В Октябрьской школе 30 обучающихся занимаются 2 кадетских классах. Кадеты принимают активное участие в районных и региональных играх юнармейского движения «Зарница» и «Орленок», республиканском фестивале «Нам этот мир завещано беречь!», строевом смотре кадетских классов «Кадетская поверка», конкурсе кадет «Георгиевский бал», профильных кадетских сменах и во всех районных мероприятиях военно-патриотического направления.
5. Проект «Социальная активность»
Цель – создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
В настоящее время в районе действует 10 волонтерских объединений с охватом 801 волонтер. Направления работы волонтеров разнообразны – помощь пожилым, ветеранам, людям с ограниченными возможностями здоровья, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, пропаганда здорового образа жизни и др. Также добровольцы активно участвуют в проведении различных культурно-массовых и спортивных мероприятий.
Сегодня в век инноваций в современном образовании мы все чаще возвращаемся к мысли о необходимости возрождения такого явления, как наставничество.
В целях оказания методической помощи, содействия адаптации и профессионального становления молодых специалистов во всех образовательных учреждения района
разработаны положения о наставничестве, за молодыми специалистами закреплены опытные педагоги. Школьное наставничество-форма обучения и воспитания молодого педагога в одной из сложных областей интеллектуально-эмоционального творчества. Акцент ставится на формирование практических умений и навыков молодого специалиста.
6. Проект «Современные родители»
Цели - создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, реализация про-граммы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье
Необходимо в образовательных организациях разработать программы психолого-педагогиче¬ской, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Все образовательные организации (особенно детские сады и школы) в новом формате обязаны возродить родительские университеты, создать родительские клубы, советы от¬цов, матерей.
Наряду с сопровождением семей, воспитывающих дошкольников дома, мы обязаны активно и целенаправленно развивать систему дошкольного образования. В Мариинско-Посадском районе действует дифференцированная сеть образовательных учреждений, состоящая из 6 детских садов, 12 дошкольных групп при 8 общеобразовательных учреждениях. В них получают дошкольное образование 962 ребенка.
Еще в прошлом учебном году очередь в дошкольные образовательные учреждения для детей старше 3 лет была ликвидирована. А дети в возрасте от двух лет уже обеспечены местами в дет¬ских садах.
Перед нами стоит задача обеспечения местами в детских садах детей от 2 месяцев до 2 лет. Данный показатель в районе составляет 28.6%.
В новом учебном году за парты школ района сядут 1935 обучающихся, в том числе 195 первоклассников. По сравнению с прошлым годом общее количество детей увеличилось, и это не может не радовать.
Необходимо также помянуть о таких проектах как, проект «Молодые профессионалы», проект «Новые возможности для каждого», проект «Повышение конкурентоспособности российского высшего образования». Их цели – это модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных практико-ориентированных и гибких образовательных программ, формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими.
Одним из наиболее важных аспектов в области образования является проведение госу¬дарственной итоговой аттестации.
Полученная в ходе государственной итоговой аттестации информация позволяет проанализировать различные стороны общеобразовательной подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны преподавания отдельных предметов, наметить пути совершенствования образовательного процесса с целью повышения его качества.
Задача по увеличению количества обучающихся, выбравших предмет физики для сдачи государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) была поставлена министерством образования Чувашской Республики еще в 2015 году.
Сегодня с уверенностью можно заявить, что данная задача выполнена, физику сдали 37,14% выпускников (2016 - 35%, 2017-36 %,). Этот показатель выше республиканского (республика – 30%).
Общий уровень учебных достижений по традиции отражает средний балл по 100 - балльной шкале. Средний балл по физике в 2018 г. составляет 48,12 (2016 – 52,52; 2017 – 54,44), что на 6,6 ниже республиканского. Данный показатель имеет тенденцию к снижению на протяжении по¬следних трех лет.
Для улучшения подготовки школьников к выпускным экзаменам по выбору в форме ЕГЭ необходимо помнить, что ЕГЭ ориентирован на государственный стандарт профильного обучения. Необходимо улучшить информационное обеспечение школьников, которые сдают экзамены по выбору, их родителей и учителей, чтобы все четко понимали ответственность за принятые обязательства и необходимость подготовки по предмету на профильном уровне
Следует отметить, что в прошедшем учебном году все одиннадцатиклассники получили аттестат о среднем общем образовании. 17 выпускников награждены медалями «За особые успехи в учении».
Из 194 выпускников 9-х классов получили аттестат об основном общем образовании 93%. И я очень надеюсь, что все наши девятиклассники пересдадут экзамены в сентябрьский период и получат аттестат об основном общем образовании.
На основе анализа результатов экзаменов определены направления совершенствования учебного процесса.
Считаю также необходимым отметить несколько новшеств, которые коснутся педагогическое сообщество и обучающихся в ближайшее время.
На пресс-конференции Министр просвещения России Ольга Васильева сообщила, что завершена подготовка новых федеральных государственных стандартов образования, по которым теперь будут учиться школьники. От предыдущих стандартов их отличает то, что в них прописано конкретное содержание, что именно должен знать ребенок по каждому предмету в начальной и средней школе с первого по девятый класс.
В школы победоносно возвращается астрономия, которой в 10 и 11 классах будет уделено не менее 35 часов в год, то есть в среднем уроки будут проводиться 2 раза в неделю.
Будет изменена также система подбора и экспертизы учебников для школы. Сегодня в стране 1470 учебников. По каждому предмету будет 2-3 линейки: базовые и углубленные.
Этой осенью начнется программа аттестации и повышения квалификации педагогов - после проведения предметного теста для учителей по русскому и математике. На основе тестирования будет построена дальнейшая профессиональная траектория для педагогов с учетом пробелов.
С 2020 года для 9-классников станет обязательным экзамен по иностранному языку, для 11-классников - с 2022-го. Кроме того, планируется, что с 2020 года вся страна обязательно будет сдавать историю.
В 9-м классе также появится устный экзамен по русскому языку. Он станет допуском к государственной итоговой аттестации и будет введен по такому же принципу, как сочинение в 11-м.
Для педагогов разрабатывается проект "Российская электронная школа" которая станет мощнейшим подспорьем для педагогов, - говорит Ольга Васильева. - Там будет практически все: методическая помощь в ведении и составлении уроков, дополнительные модули по предметам. Плюс - виртуальные музеи, библиотеки, театральные спектакли.
На современном этапе развития одним из главных направлений социальной политики нашей страны является защита семьи, материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации сказано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитании равное право и обязанность родителей.
Одним из основных направлений нашей деятельности остается защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время на учёте в органе опеки и попечительства Мариинско-Посадского района состоит 112 детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 27 - дети-сироты, остальные 85 - имеют статус, оставшихся без попечения родителей, так называемые, социальные сироты.
Из состоящих на учете детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой находятся 57 детей в 38 семьях, 55 детей воспитываются в 35 приемных семьях.
Современная школа нуждается в инновационном развитии, которое должно быть основано на принципах образовательной политики, определённых в Федеральном законе «Об образовании в РФ».
Современные преобразования в стране, открытость общества, быстрая информатизация и ди¬намичность изменили требования к образованию, которое должно обеспечить решение ключевой задачи развития страны – формирование её человеческого потенциала и, как следствие, нового качества экономических, социальных и духовных отношений в обществе. Поэтому приоритетами на ближайшие годы являются: полноценное формирование новой системы поиска и поддержки талантливых детей, переход к ориентированной модели образования в средней и старшей школе, превращение школы в центр жизни, а не только в место, где учат детей.
Предметом особого внимания сегодня должно стать повышение эффективности как учебной, так и воспитательной работы, и, прежде всего, гражданско-патриотического воспитания школьников.
Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, воспитателей, учителей, других работников. Мы вместе должны сделать всё, чтобы ребёнку в любой школе, детском саду, учреждении дополнительного образования было комфортно, безопасно, чтобы в свою школу или детский сад он шёл с радостью. Мы должны со¬здать атмосферу доброты, уважения ко всем участникам образовательного процесса. Я уверена, что в нашем районе сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал, потому что именно вы, дорогие коллеги, являетесь носителями высокой образованности, образцовой интеллигентности и настоящей культуры.
Каждый директор школы, каждый педагогический коллектив должен осмыслить масштабные задачи, обозначенные в новом майском указе Президента России и национальном проекте «Развитие образования» и разработать план действий.
Уважаемые коллеги!
Впереди – новый учебный год! От того, как мы его начнем, во многом зависит эффективность нашей дальнейшей деятельности.
Поэтому в канун нового учебного года хочется пожелать вам здоровья, внутренней стойкости, профессиональной чуткости, оптимизма, удачи, а главное, удовольствия от собственной работы!