В рамках декады профориетационной работы в 7,8 классах был проведен психологический тренинг «Шаг в профессию» по программе «Психология и выбор профессии» Цели: - расширить у обучающихся знания о мире профессий или актуализировать уже имеющиеся знания;
- на ассоциативном, образном уровне научить обучающихся соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить их готовность различать профессиональные стереотипы;
- осознать специфические моменты профессиональной деятельности.
Задачи:
- создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;
- повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;
- выработать умения соотнести качества работника с требованиями профессии;
Ожидаемый результат: осознание ребятами необходимости соотнесения своих возможностей с требованиями предполагаемой профессии.
Перед началом тренинга мы вспомнили правила поведения в тренинговой группе:
- активность,
- право на отказ,
- конфиденциальность,
- «здесь и сейчас»,
- взаимопомощь и взаимовыручка.
Я отметила, что проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
В ходе тренинга мы поиграли в игру
«Профессия на букву…».
В 17 в. на Руси было всего 200 профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей. Мир профессий многообразен.
Затем было упражнение «Угадай профессию».
Цель: развить умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий. Ребята очень хорошо справились с этим заданием.
Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха.
Затем ребята дружно ответили на вопросы:
• Кто хочет работать в Мариинско-Посадском районе?
• Кто хочет получать много денег?
• Кто хочет работать в школе?
• Кто хочет получить высшее образование?
• Кто интересуется машинами?
• Кто не хочет идти работать?
• Кто выбирает профессию как у родителей?
• Кто еще не выбрал профессию?
• Кто хочет стать известным?
В завершении мы провели упражнение «Кто есть кто?».
Цель: соотнести образ участника тренинга с требованиями различных профессий.
Я называла профессию, а ребята в течение нескольких секунд должны посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени.
Наше занятие я завершила высказыванием Г. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».