Доклад заместителя главы администрации-начальника отдела образования и молодежной политики С.В. Арсентьевой на районной августовской конференции работников образования «Путевка в жизнь для каждого ребенка»

Доклад на пленарной части республиканской августовской конференции работников образования
«Путевка в жизнь для каждого ребенка»
Слайд - заставка с названием конференции
Добрый день, уважаемые участники и гости конференции, коллеги!
«Путевка в жизнь для каждого ребенка» - под таким названием проходила республиканская августовская конференция, где была сформулирована основная цель сферы образования - это создание условий для раскрытия потенциала ребенка. Сегодня я предлагаю обсудить поставленные заместителем председателя кабинета министров Чувашской Республики - министром образования и молодежной политики Чувашской Республики Салаевой Аллой Леонидовной цели и задачи развития системы образования на нашем районном уровне.
Перед обсуждением считаю своим долгом выразить благодарность  всем тем, кто работает в системе образования района - педагогам, техслужащим, руководителям образовательных учреждений за самоотверженный труд, терпение, понимание, которое проявили для обеспечения бесперебойного функционирования образовательных учреждений в условиях пандемии новой короновирусной инфекции ковид- 19. Спасибо ВАМ всем!
В условиях пандемии педагогам ОУ пришлось осваивать новые способы коммуникации с обучающимися, перестраивать методику обучения, учиться использовать образовательные онлайн платформы и т.д.
В этом смысле многим учителям пришлось учиться вместе с учениками, а то и догонять их. Поэтому, сегодня важно сокращать дистанцию между школьниками и учителями в освоении новых современных методов обучения и самообучения.
Алла Леонидовна Салаева в своем выступлении отметила три важных принципа, 3 кита, условия для раскрытия потенциала наших детей:
Первое - Адаптивность.
Мир слишком быстро меняется, а значит, мы сами должны уметь быстро учиться, быстро применять знания и быстро меняться. Кризисный период показал нашу некую заржавелость, кто-то не хотел перестравиваться, кто-то изучать новые инструменты. Сегодня ученики мыслят быстрее. Все это конечно увеличивает дистанцию между учеником и педагогам. Поэтому наша главная задача - быть адаптивными.
Второе – Гармоничное развитие.
Мы все помним вечный спор между физиками и лириками.  Но это граница больше не существует. Все должны быть и теми и другими. Казалось бы исключительно гуманитарная наука дизайн, творчество. Нет, это не так, здесь точно рассчитанные математические пропорции, основанные на спирали Архимеда и понятия золотого сечения, в итоге  диаметрально противоположные компетенции совмещены в одном и том же человеке. Людям необходимо обладать и техническими и гуманитарными науками. И поэтому наша главная задача - дать возможность ребенку равноценно развиваться во всех направлениях познания сразу.
Третья компетенция, которая выделяется - это умение мыслить из будущего.
Постараюсь объяснить. Есть точка «А»,  где мы находимся сейчас, есть точка «Б» куда хотим прийти. Скажем ребёнок учится в 8 классе, и он хочет стать успешным предпринимателем, это его точка Б. Но как мы обычно рассуждаем - сначала сдать экзамены, потом получить диплом, выйти на работу потом что-то случается и вот я в точки «Б». Но мыслить из будущего, это значит исходить не из места где мы сейчас находимся, а из места куда мы хотим всё-таки прийти, и на основе этого, отметая лишнее, необходимо составить полноценную стратегию действий.
Итак, три принципа:
- Адаптивность.
- Гармоничное развитие.
- Мыслить из будущего.
И конечно, если мы хотим, чтобы эти навыки были у детей, мы должны бесконечно развивать их в себе. Поэтому необходимо постоянно работать над собой, анализировать, подводить итоги и ставить новые цели на будущее.
Сейчас мы рассмотрим основные составляющие системы образования на примере итогов 2020-2021 учебного года. Это:
- Инфраструктура.
- Педагогические программы.
- Профориентация.
- Воспитательный процесс.

Слайд-финансирование
Начнем с блока – Инфраструктура. Вопросы развития образования всегда были и остаются приоритетом государственной политики. С началом реализации национальных проектов Мариинско-Посадский район получил значительную республиканскую и федеральную поддержку. На развитие отрасли в 2020 году было направлено 281 697,391 тыс. рублей, на 2021 год предусмотрены более 242 370,044 тыс. рублей.
По словам главы государства Владимира Владимировича Путина «В России для подрастающего поколения создадут как можно больше возможностей в жизни. Этот путь, конечно же, начинается в школе. Она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным».
Сегодня в рамках реализации проекта «Современная школа» в Мариинско-Посадском районе открыты центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в МБОУ Октябрьская СОШ» и МБОУ «Шоршелская СОШ имени А. Г. Николаева», МБОУ «Гимназия №1» г. Мариинский Посад, МБОУ «Сутчевская СОШ». В 2021 году открываются центры «Точка роста» в МБОУ «Эльбарусовская СОШ» и МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ». В образовательных организациях определено по 2 учебных кабинета. «Точки роста» позволяют сельским школьникам получить современное качественное образование по предметам «Технология», «Информатика», «ОБЖ», а также дополнительное образование по IT-технологиям, медиатворчеству, шахматам, проектной и внеурочной деятельности. В эти центры поставлено самое современное оборудование на сумму 4 908 108,93 рублей.
Получена робототехника на сумму 1 647 436, 00 рублей для общеобразовательных учреждений с численностью обучающихся более 50-ти учеников. А также приобретены соревновательные поля в количестве 9 комплектов на сумму 242 999,99 рублей за счет муниципальных бюджетных средств.
В 2020 году в МБОУ «Шоршелская школа имени А.Г. Николаева» поставлена лабораторное оборудование для оснащения кабинета биологии на сумму 1 302 310,00 рублей и 15 комплектов цифровой лаборатории для ученика на сумму 914 070,00 рублей. В МБОУ «Гимназия №1» г. Мариинский Посад поставлено лабораторное оборудование для оснащения кабинета химии на сумму 887 156,00 рублей и 15 комплектов цифровой лаборатории для ученика на сумму 1 136 430,00 рублей.
Очень важно чтобы оборудование, которое сегодня установлены в школах, действительно работало максимально, и учителя, и дети были увлечены этим образовательным процессом.
В рамках подпрограммы «Развитие культуры в Чувашской Республике» В настоящее время идет капитальный ремонт Мариинско-Посадской детской школы искусств на общую сумму 5 млн. 308 410,46 рублей. Ориентировочный срок завершения ремонтных работ — 20 ноября 2021 года.
В рамках реализации программы «Создание условий для занятий физической культурой и спортом» в семи сельских общеобразовательных учреждениях проведен капитальный ремонт спортивных залов района. В 2020г. завершен ремонт спортивного зала в МБОУ «Перво-Чурашевская СОШ» на сумму на сумму 834,0 тыс. рублей. На очереди МБОУ «Приволжская ООШ». В 2022 году будем ремонтировать уже на сумму 2 700 000 руб. на данный момент готовится документация.
Многие здания, где занимаются дети, физически и морально устарели, надо приводить их в порядок, создавать комфортные условия для учебы и роста. Раньше ремонт школ зависел от того сколько денег будет выделено, сегодня окна, завтра сантехника, так мы привыкли, однако сегодня настало время комплексного подхода.
В соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения у нас имеется потребность в строительстве новой школы в микрорайоне Коновалово. На основании письма Минсельхоза России проект «Строительство школы на 375 мест в г. Мариинский Посад» включен в предварительный перечень отобранных проектов, в группах по федеральным округам. Начало строительства запланировано на 2022 год. 
Чтобы ребенок хорошо учился необходимо, конечно, обеспечить его качественным питанием.
На сегодняшний день во всех школах и детских садах района, так и республики установлено новое оборудование в пищеблоках. Благодаря решению Президента России все ребята первых четвёртых классов обеспечены бесплатным горячим питанием. В 2020-2021 году на эти цели выделено  3 239 512,56 рублей.
В соответствии с Указом Главы Чувашской Республики с 1 сентября 2021 года бесплатное питание будут получать также ребята с пятого по одиннадцатый класс из многодетных и малоимущих семей. В районе всего на сегодня 644 ребенка. Хочется поблагодарить руководство Чувашской Республики за такое важное и очень нужное решение.
Завершить данный блок мы попросим заведующего Центром развития ребенка – детский сад «Рябинка» г. Мариинский Посад - Луцик Татьяну Георгиевну, с темой выступления «Развитие инфраструктуры в дошкольных образовательных учреждениях».
Выступление Луцик Т.Г.
Следующий вопрос, который мы хотим обсудить сегодня с вами - это образовательная программа и кадровый вопрос.
Основным документом, по которому школа ведет образовательную деятельность, является образовательная программа. Образовательная программа определяет содержание образования. Общеобразовательные учреждения реализуют основные образовательные программы: дошкольного, начального, основного и среднего общего образования. Образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией  самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). От того, как качественно написаны образовательные программы, учтены социально-экономические условия, в которых развивается ОУ, учтены мнения участников образовательного процесса, зависят и образовательные результаты. Напомню, что освоение образовательных программ, завершается государственной итоговой аттестацией.
Для анализа освоения образовательного стандарта основного общего образования использованы результаты ОГЭ по предметам, так как основанием для получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА-9 по двум предметам по русскому языку и математике (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей инвалидов по одному предмету).
Одиннадцатый класс в этом году закончили 65 выпускников.  Профильную математику, кто выбрал, все успешно сдали. По сравнению с прошлым годом средний балл по профильной математике вырос (2021г.-55,00; 2020 г.- 49,44). Профильная математика - это экзамен повышенного уровня сложности, и он нужен только для поступающих в профильные вузы.
Интерес выпускников 11 классов к предметам естественнонаучного цикла не снизился, находится примерно на том же уровне
Химия – 18,46, % (2020-12,5%,2019-14,67%,).
По предметам биология- 18,46 % (2020-18,06%,2019-22,67);
Информатика и ИКТ – 9,23%, (2020-2,78%,2019-5,33,%) .
Физику в 2021 году выбрали 27 % выпускников (2020-27,7%, 2019- 25,3). Эти данные свидетельствуют о том, что интерес к физике не падает. Также радует тот факт, что средний балл по физике в районе, равен среднему баллу в республике.
Стабилен интерес выпускников школ Мариинско-Посадского района к предмету обществознание- 44,04%, (2019-52%, 2019-52,00%,)
По итогам ЕГЭ 2021 года определено  27 высокобальных (81 и более баллов) результатов (в 2020-25, 2019 -32).  Доля высокобальников  в  2021 году не снизилась по сравнению с 2020 годом, но отсутствуют высокобальники по предметам химия, биология, история.
Также, хочется затронуть вопрос выдачи золотых медалей. В 2020 году 10 выпускников наших школ получили золотые медали за особые успехи в учении. В 2021 году эта цифра возросла до 22 человек из 65, это почти 35% от общего количества.
Ну и хорошая новость: из 65 выпускников 48 (75%) поступили в ВУЗы и из 48- 43 поступили на бюджетные места, почти 90%.
Напомню, что министерством просвещения РФ утверждены (приказами №286, 287 от 31 мая 2021 года) новые государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования. Обновленная редакция ФГОС сохраняет принцип вариативности в формировании школами основных образовательных программ, а также учета возможностей и интересов как образовательных организаций, та и их учеников. В обновленных ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам, обеспечивают личностное развитие ребенка. Новые ФГОС начнут действовать с 1 сентября 2022 года, обучаться по ним станут первые и пятые классы. Обучение по новым ФГОС с 1 сентября 2021 года возможно с согласия родителей. Поэтому коллективам школ в новом 2021-2022 учебном году необходимо изучить новые ФГОС и приступить к разработке новых образовательных программ.
Другим важным аспектом деятельности школы является работа с одаренными детьми. Основной инструмент такой работы – олимпиадное движение. Оно позволяет не только выявить одаренных детей, но и развить их задатки и таланты, направить их в нужное русло. На школьном этапе всероссийской олимпиады в 2020-2021 учебном году в Мариинско-Посадском районе приняли участие 504 обучающихся школьника из 1070 обучающихся 5-11 классов, что составляет -  61% (2020-2021 учебный год-59%)
На  муниципальном этапе победителями и призерами стали 17 школьников из МБОУ «Гимназия №1», из МБОУ «Эльбарусовская СОШ» 5 школьников, из МБОУ «Октябрьская СОШ», МБОУ «Сутчевская СОШ», МБОУ «Шоршелская СОШ» по 4 школьника.
Участниками регионального этапа всероссийской олимпиады стали 8 школьников Мариинско-Посадского района по 6 предметам. 

Результаты регионального этапа в Мариинско-Посадском районе за 3 года

2018-2019 учебный год 2019-2020 учебный год 2020-2021 учебный год
Количество участников Количество победителей и призеров Эффекти
вность в % Количество участников Количество победителей и призеров Эффекти
вность в % Количество участников Количество победителей и призеров Эффекти
вность в %
22 5 22,73 11 2 18,18 7 1 14,29

В этом году у нас один призер регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по предмету «Литература». Ею стала обучающаяся 10 класса МБОУ «Гимназия №1» г. Мариинский Посад Германова Екатерина. Я выражаю благодарность учителю подготовившего призера регионального этапа. Это: Ильина Альбина Геннадьевна.
Нам необходимо четко понимать какие конкурсы, соревнования являются для нас приоритетными.
В этом году на уровне Российской Федерации Министерством Просвещения утвержден перечень из 650 официальных творческих, интеллектуальных олимпиад, конкурсов по которому оценивается результативность. В Чувашской Республике определили список из 100.
Обращаю внимание руководителей и педагогов. Именно на этот перечень теперь необходимо ориентироваться. Потому что именно эти конкурсы и олимпиады будут браться за основу и учитываться в приоритете при определении стипендиатов как Федерального, республиканского, так и районного уровня. И именно эти олимпиады будут давать дополнительные баллы при поступлении, как в  наши ВУЗы, так и ВУЗы Российской Федерации.
В 2020-2021 учебном году в число призеров на республиканском этапе конкурса «Туслăх хĕлхемĕ»/«Искорка дружбы» вошли: МБОУ «Эльбарусовская СОШ» в номинациях «Художественное слово», «Чувашская народная игра» и МБОУ «Гимназия №1» в номинации «Чувашский танец». Также ежегодно учащиеся и преподаватели участвуют в образовательной акции – тотальный диктант по чувашскому языку «Пĕтĕм чăваш диктанчĕ». В 2020-2021 году в акции приняли участие 265 человек.
Одна из задач руководителя – думать о будущем своего учреждения. А это прежде всего связано с кадрами. Кадры являются основой любой школы. Школа живет и функционирует только потому, что в ней есть учителя. Они создают ее продукт, формируют культуру школы, ее внутренний климат, от них зависит социальная миссия школы.
В Мариинско-Посадском районе в общеобразовательных учреждениях на 01 августа имеются 19 вакансий. Востребованы учителя иностранного языка русского языка и литературы, математики.
Для решения данной проблемы директора налаживают связь с вузами и центром занятости, а также учителя проходили переподготовку.
Реформирование системы образования России продолжается и в 2021 году учителей ждет совершенно новая форма аттестации и повышения квалификации, а также запуск НСУР (национальной системы учительского роста). Уже в 2020-2021 учебном году аттестация педагогических работников должна была проходить по новым правилам, но в связи с длительным дистанционным обучением и предстоящей работой в условиях пандемии COVID-19 было решено перенести старт реформы на 2021-2022 учебный год. В рамках выполнения поручения Президента России Владимира Путина, данного 23 декабря 2015 года на заседании Госсовета, действующий сегодня национальный стандарт «Педагог» будет реформирован. Разработка НСУР практически завершена, и проект находится на пороге практической апробации. Среди основных нововведений: реформирование профессионального стандарта; переход от аттестации, как формы контроля, к аттестации, стимулирующей развитие педагогов; изменение системы классификации педагогических должностей (введение позиций старший и ведущий учитель); утверждение единых правил, по которым уже с 2021 году будет проходить новая аттестация учителей и воспитателей; разработка единых ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов). Таким образом, реформированный профстандарт и новая форма аттестации учителей должна подтолкнуть педагогов уже в 2021 году к личностному и профессиональному росту. При этом считается, что траектории своего развития учителя будут строить с учетом инновационных технологий, достижений науки и передового педагогического опыта.
Сегодня роль педагога не просто передать знания, а передать их в интересной для ученика форме. Подвести итоги данного блока и рассказать о форме работы на примере своего учреждения, мы приглашаем директора Гимназии №1 г. Мариинский Посад – Давыдову Надежду Вячеславовну.
Выступление Давыдовой Н.В.
Наше образование должно быть практико-ориентированное. И здесь наша главная задача, чтобы ребята понимали, чем они будут заниматься, где работать.
С 2017 года МБОУ «Эльбарусовская СОШ» стала ресурсным центром по реализации агро-технологического профиля, были выбраны профильные предметы: биология, химия, физика.
В 2020-2021 учебном году по агро-технологическому профилю  проходили обучение 10 и 11 класс с общим количеством учащихся – 23 человека. 
В 2019-2020 году 2 учащихся 10 класса участвовали  на III региональном чемпионате ЮниорПрофи (JuniorSkills) и заняли 3 место в компетенции «Агрономия».
В 2020-2021 учебном году стипендиатами - агроклассниками от Чувашского государственного аграрного университета стали 2 обучающихся 11 класса.
Сегодня Министерством образования совместно с другими министерствами и ведомствами сформирована основная программа, которая рассчитана на 5 лет и называется «Путёвка в жизнь для каждого ребенка». Данная программа предполагает увеличить количество профильных классов.
Еще раз обращаюсь к вам, уважаемые коллеги, нам нужно с вами уже сейчас понимать: Какие направления, какие профильные классы мы будем открывать и развивать в краткосрочной перспективе?
Необходимо, чтобы наши выпускники могли выбирать именно востребованные профессии на региональном и муниципальном рынке труда. К таким профессиям в республики сегодня относятся: агрономы, инженеры, медсёстры, врачи. фармацевты, учителя, воспитатели, ветеринары и технологи пищевой и перерабатывающей промышленности, мастера швейного производства, АйТи –специалисты.
АйТи сфера  - здесь есть высокая потребность в высококвалифицированных специалистах.
И сейчас, нам бы очень хотелось, чтобы данную тему раскрыли уже не мы, не образование, а именно специалист данной отрасли.
Мы приглашаем на сцену Руководителя  АйТи – кластера Чувашской Республики, члена Высшего Экономического совета Чувашской Республики - Лидермана Владимира Викторовича.
Выступление Лидермана В.В.
Спасибо Владимир Викторович за замечательное выступление.
Завершающий блок – это воспитательный процесс.
В соответствии с планом мероприятий по реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в 12 общеобразовательных организациях Мариинско-Посадского района внедрены рабочие программы воспитания.
Как сказал Глава Чувашской Республики Олег Алексеевич Николаев: «Наша задача — сделать так, чтобы дети не только выучили таблицу умножения и грамматические правила грамматики, но и оттачивали свою жизненную позицию, любили родину, уважали окружающих, научились делать все возможное, чтобы изменять мир вокруг к лучшему».
Действительно, развитие духовного мира у наших детей, любви к своей Родине, чувство патриотизма за свое Отечество – это самое важное, что необходимо воспитывать в наших детях. Ведь они наше будущее. Наше продолжение.
Важную роль в патриотическом воспитании детей и молодежи играет поисковое движение, которое в последние годы активно развивается в республики.
В Мариинско-Посадском районе действует 1 поисковый отряд на базе Шоршелской школы. Предлагаю остальным школам также включиться в работу поисковых отрядов.
В районе создано Местное отделение движения Юнармии. Численность юнармейцев в 2021 году 216 юношей и девушек из 11 образовательных организаций района. На базе Октябрьской школы функционирует 1 кадетский класс.
Если говорить о патриотическом воспитании, то в этом году в год трудового подвига Строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей в нашем районе также проведена большая работа.
Во всех образовательных организациях в течении года проводились классные часы и внеклассные мероприятия по теме «Сурский рубеж: незабытый подвиг».  Учащиеся узнали о героическом подвиге чувашского народа при строительстве линий обороны, познакомились с воспоминаниями участников тех событий, собранными членами поисковых отрядов.
Принимали участие в республиканских и межрегиональных конкурсах и мероприятиях, где становились победителями и призерами, это: Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 79-ой годовщине проведения работ по строительству Сурского и Казанского оборонительных рубежей в г. Шумерля ( 3 место - обучающиеся Гимназии №1), республиканский фестиваль методической продукции педагогических работников «Сурский рубеж: незабытый подвиг», конкурс «Трудовой и боевой подвиг чувашского народа» и многое другое.
Сейчас я прошу выйти на эту сцену директора Октябрьской школы – Охоткина Алексея Николаевича и продолжить мое выступление на тему «Патриотическое воспитание - как неотъемлемая часть образовательной программы».
Выступление Охоткина Н.А.
Продолжая тему патриотического воспитании хочется сказать и о самой активной нашей части - это молодёжь и одаренные дети.
Отрадно, что выпускник Мариинско-Посадской детской школы искусств отделения "изобразительное искусство" Андреев Максим – стал победителем во многих всероссийских и международных конкурсах. Дипломант 1 степени Международной Олимпиады детского творчества «Я будущий художник», Дипломант 2 степени Всероссийского конкурса «Академический рисунок, Дипломант Всероссийского конкурса детского художественного творчества среди обучающихся художественных школ и школ искусств «Князь Александр – полководец, политик, святой».
Также особенно хочется отметить работу наших волонтеров.
Ведь именно волонтеры пришли на помощь в период распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 с марта 2020 года.
В нашем районе также был сформирован волонтерский штаб для оказания помощи пожилым и маломобильным людям. Велась активная работа волонтеров в рамках федерального проекта #МыВместе по доставке продуктов питания, лекарственных средств, бесплатных продуктовых наборов. Данная работа продолжается и по сей день.
В целях проведения голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству на территории Мариинско-Посадского района был сформирован волонтерский корпус для проведения голосования. 25 волонтеров. 3 точки для работы волонтеров. Всего было принято 2851 голос (это 104% от поставленного плана), из них 1974 голоса (почти 70%) принято через волонтеров. Здесь отдельное спасибо хочется сказать волонтерам Гимназии №1, Основной общеобразовательной школы, Шоршелской школы, детских садов Солнышко, Рябинка, Радуга, Аленушка за оказанное содействие и выполнении поставленной задачи. 
Для успешной самореализации молодежи и раскрытия ее потенциала ежегодно в республики проводится молодежный образовательный форум «МолГород». В 2021 году в форуме «МолГород» от нашего района приняли участие 10 человек. Это ребята из Гимназии №1, Первочурашевской школы и молодой педагог Мариинско-Посадской детской школы искусств.
Подводя итоги своего выступления, хочется еще раз обозначить ключевые компетенции, которые нам были обозначены руководством республики и  которые мы должны воспитывать в себе и в наших детях.
Это: Адаптивность. Второе – Гармоничное развитие и третье - умение мыслить из будущего.
Три принципа, которые необходимо проецировать на ключевые векторы системы образования: инфраструктура, образовательная программа, профориентация и воспитание.
Свое выступление хочется закончить словами Аллы Леонидовны Салаевой: «У нас невероятно открытые смышленые творческие дети, обладающие огромным потенциалом для достижения успеха, но раскроют ли они свой потенциал? Очень сильно зависит от наших способностей дать им эту возможность. Для этого нам необходимо вовлекать родительские коллективы, нам необходима помощь общественных организаций, мы все должны стать единомышленниками для достижения высокого качества, вызов на который необходимо ответить каждому без исключения сотруднику системы образования, и пожалуйста помните об этом каждый раз, когда звенит звонок начала занятий, потому что именно ВЫ даете детям ПУТЕВКУ В ЖИЗНЬ!»
Дорогие коллеги! Поздравляю вас с наступающим новым учебным годом! Желаю здоровья, благополучия, творческих и профессиональных успехов!
Спасибо за внимание!