Дата: 18.01.2021 18 января
специалисты Общероссийского Профсоюза образования приняли участие в
онлайн-семинаре Европейского комитета профсоюзов образования по теме
"Профсоюзы и инклюзивное образование: принятие многообразия в
образовании". Вебинар собрал 50
профсоюзных специалистов по вопросам инклюзии и интеграции, которые
представили и обобщили опыт стран европейского региона по данной тематике.
Основными партнёрами ЕКПО в реализации данного проекта выступили профсоюзы
образования из Греции, Ирландии, Португалии, Румынии, Финляндии и Хорватии. Общая цель
заявленного проекта Европейского комитета профсоюзов образования состоит в
укреплении действий профсоюзов по подготовке своих членов к работе с
социально-экономическим, культурным, языковым и другими видами многообразия в
школе и обществе в целом, а также всесторонней поддержке при создании
специальных условий для совместного обучения, позволяющих каждому участнику
образовательного процесса в полной мере реализовать свой потенциал. В ходе
онлайн-семинара его участникам был представлен Доклад по итогам изучения вариантов применения инклюзивного образования в
38 странах европейского региона на основе опыта 61 респондента из 60 членских
организаций ЕКПО. Наибольшее
количество участников исследования пришлось на сферу начального (85%) и
среднего (78%) образования, а самая малочисленная группа – представляла
сектор высшего образования (42%). При этом 59% опрошенных являются
исполнителями или руководителями. Кроме этого, за ноябрь и декабрь 2020 года
были рассмотрены 30 примеров передового опыта, полученных из 11 членских
организаций ЕКПО, которые, в свою очередь, будут представлены в Итоговом
документе по передовому опыту в области инклюзивного образования вместе с
другими инициативами профсоюзов образования из более ранних исследований ЕКПО
по созданию и поддержке устойчивых форм обучения в различных национальных и
местных условиях. Участники
семинара обсудили ключевые элементы практической стратегии реализации Плана
действий Европейского комитета профсоюзов образования по вопросам равенства,
разнообразия и инклюзивности, который необходимо адаптировать к различным
условиям совместного образования в странах региона. Работая в группах,
участники вебинара продемонстрировали опыт собственных практик по созданию и
поддержке устойчивой среды обучения и преподавания в условиях инклюзивного
образования. Обсудив
представленные в докладе профессиональные мнения авторов исследования,
представителей учительского сообщества и других работников образования при
решении конкретных вопросов интеграции и инклюзива, участники онлайн-семинара
согласились с их основными выводами: · Учителя
и другие работники образования являются профессионалами, которые лучше всех
знают о потребностях своих учащихся. Академическая свобода и профессиональная
независимость работников образования являются неотъемлемым элементом
устойчивого развития образования и европейского общества в целом. · Для
полноценной адаптации к инклюзивному образованию необходима всесторонняя
система поддержки всех участников образовательного процесса, включая,
учителей, вспомогательный персонал (психологи, логопеды, переводчики,
специалисты по коррекционному обучению), других работников образования и
руководство учебных заведений. Необходимо также пересмотреть механизмы
поддержки потребностей обучающихся, предусмотреть возможности для взаимного
обучения или обмену между коллегами. В контексте инклюзивного образования
необходимо пересмотреть количество учащихся на одного учителя, чтобы
обеспечить его возможностью уделять надлежащее внимание к особым потребностям
обучающихся. ·
Необходимо пересмотреть саму организацию и финансирование образовательных процессов,
чтобы учителя и другие работники образования как можно эффективней
использовали собственное рабочее время, учитывая соответствующие время
отдыха, а также необходимые требования по охране труда. ·
Образовательные учреждения в социально и экономически уязвимых регионах
должны иметь все возможности для увеличения числа учителей и других
работников образования, которые, в свою очередь, должны нести меньшую
нагрузку для более эффективной работы с малочисленными группами учащихся,
которые требуют индивидуальной помощи и поддержки. · В рамках
социального диалога должны также обсуждаться вопросы выделения в течение
рабочего дня необходимых времени и пространства для того, чтобы учителя и
другие работники образования могли, по мере необходимости, предоставлять
дополнительную помощь всем нуждающимся учащимся. ·
Дифференцированные учебные программы, продуманные планировки учебных
помещений, новые методики обучения, одновременно с получением качественного
образования каждым участником процесса, играют ключевую роль в организации
инклюзивного образования. Подходы, основанные на совместной работе и учёбе,
считаются эффективными для обеспечения качественного образования для всех. Завершая
семинар, директор Европейского комитета профсоюзов образования Сьюзан Флокен
сообщила, что в ближайшее время состоятся ещё три подобных онлайн-совещания,
в процессе которых необходимо собрать, обобщить и учесть ещё больше передовых
успешных практик по развитию инклюзивной среды обучения и преподавания в
разных регионах Европы. Отдел по
вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования
принимает самое непосредственное участие в совместной с европейскими
профсоюзами работе по вопросам инклюзии и интеграции в образовании, и в
ближайшее время планирует направить в региональные (межрегиональные)
организациям Профсоюза все необходимые материалы обсуждаемого проекта с целью
выработки стратегии действий Общероссийского Профсоюза образования по
совершенствованию инклюзивного образования. |